А.ОНЕГГЕР. ЗАКЛИНАНИЕ ОКАМЕНЕЛОСТЕЙ. БЕТХОВЕН

В суждениях о таком произведении, как Де­вятая симфония Бетховена, можно исходить из трех раз­ных позиций. Из них и надо выбирать. Прежде всего, это позиция верующего, который преклоняется перед высоко­чтимым божеством и малейшее сомнение считает богохульством, а всякую попытку к обсуждению — пустой бессмысленной затеей.
Вера ведь не обсуждается.

Затем, это позиция музыковеда, который снова раз­бирает все по частям в надежде почерпнуть еще нераз­работанную остальными мысль, которую он сможет долго развивать в заметках столь же проницательных, сколь тонких.

Наконец, это позиция простака, пренебрегающего всем сакраментальным ореолом, окружающим шедевр, с тем чтобы слушать его с чистым сердцем и составить о нем собственными силами свое собственное мнение.

Лично я охотнее всего присоединился бы к первой ка­тегории, ибо, хотя я уже давно избегаю посещать кон­церты, где так абсурдно злоупотребляют симфониями этого мастера, я остаюсь, однако, тем же ярым бетховенианцем, каким был в пору моей юности. Но тогда я не имел бы никакой причины браться за перо. Нужно ли пе­ресказывать без должного искусства восхищение, которое испытывали и выражали по поводу этой симфонии самые высокие умы? Вместо того, чтобы цитировать высказы­вания хотя бы только двух столь знаменитых ее коммен­таторов, как Вагнер и Берлиоз, не лучше ли было бы ото­слать читателя к написанным ими страницам? Вот по­этому я выбираю третью позицию — позицию гурона1,

Начало этого произведения — захватывающее. Дли­тельно звучит квинта с пунктирами, которая приводит к первой экспозиции темы (прелюбопытно ее гармониче­ское предвосхищение — такой прием Бетховен часто применял в своих последних сочинениях). При этом то­ника появляется как бы случайно, так как ее ожидаешь двумя тактами позднее. Примечательно причудливое сжа­тие вступительной доминанты перед повтором вступле­ния. Но не могу задерживаться больше на всех этих под­робностях, которые грозят увлечь меня на путь музыко­ведческого педантизма.

Позволю себе просто указать, что после нескольких энергичных и мрачных по характеру волн развития на­ступает великолепнейшая кода. Здесь у медных и дере­вянных слышится своего рода траурный марш, который поднимается на фоне грозового рокота струнных вплоть до утверждения начального мотива. Красота всей I части совершенна!

Следующее за ней Скерцо целиком построено на одной теме. Так сделано, чтобы Скерцо резче противопоставить Трио, которое, против обыкновения, является двухдоль­ным. Трио — пасторальный напев, сопровождаемый конт­рапунктом, который переходит от инструмента к инстру­менту и звучит то выше, то ниже. Меня удивляет, что ни один музыковед еще не указал, что в этом мотиве появ­ляется первый зародыш певучей темы Финала2. Дли­тельно развиваемая музыка Скерцо ни на мгновение не производит впечатления чего-то просто повторяемого. Противопоставление «di tre е quattro battute»3 обнов­ляет ее ритмический пульс. Скерцо звучит великолепно; всю свою свежесть сохраняет знаменитый эффект ли­тавр.

Adagio molto, образующее III часть симфонии, начи­нается в си-бемоль мажоре прекрасной спокойной фразой, каждый каданс которой повторяется как эхо духовыми инструментами. Звук фа повышается на полтона и при­водит к трехдольному Andante, где поют альты и вторые скрипки. Этот переход, довольно незаметный, породил ряд подражаний, но большей частью неудачных. За первой вариацией следует повтор Andante. Вторая вариация по­ручена, главным образом, деревянным и валторнам. При всем нашем уважении к гению приходится признать, что звучит эта вариация плохо. Если бы современный моло­дой композитор принес нечто подобное дирижеру, тот мог бы с полным правом отослать его в школу.

Наконец, последняя вариация (довольно поверхност­ная) состоит из орнаментов, которые плетут скрипки во­круг гармонической основы, и они очень мало отлича­ются от наиболее стереотипных итальянских «воркова­ний». А между тем во многих других композициях, и осо­бенно в Вариациях на тему Диабелли, Бетховен под­тверждал свою изобретательность в пределах такой формы. Отсюда мы имеем право сделать вывод, что ва­риации данного Adagio не принадлежат к числу удав­шихся Бетховену.

В целом эту медленную часть нельзя сравнить с ве­ликолепными Adagio в его больших квартетах или в последних сонатах. Достаточно сравнить ее с Adagio из ор. 106, и станет ясно, что своей славой она обязана ли­тературным комментариям, которые давно уже окружили всю Девятую особым ореолом.

Начало Финала с его резким диссонансом всегда по­ражает нас своей мощью. Речитативы басов прославлены неоднократными комментариями так же, как и прием по­вторения тем из предшествующих частей. Данному приему часто подражали композиторы, желая выразить свои душевные переживания.

Экспозиция темы «Оды к радости» осуществляется с великолепным размахом. Это, на мой взгляд, самый пре­красный эпизод Финала. Сознаюсь, я не испытываю ни­каких симпатий к последующему эпизоду Alla Marcia. Бетховен справедливо презирал все, отдающее военщи­ной, и показал это неплохо в этой банальной «турецкой музыке» с ее неотвязными «дзинь-дзинь — бум-бум».

Мотив Andante, который служит далее противосложе­нием, излагается могучим унисоном, а следующая за ним фуга содержит в себе некое неистовство, достигающее драматизма в прерывистом скандировании хора. Чередо­вания квартета солистов и хора приводят, наконец, к фи­нальному вихрю. Осмелюсь ли сказать, но все-таки мне кажется, что обещание, заключавшееся в экспозиции, не выполнено: великий гимн, магистральная тема которого позволяла уповать на широкое развитие, свернулся. Быть может, я кощунствую, но да простят мне это, ибо я с пол­нейшей откровенностью высказываю мои чувства.

Полагаю, что импозантность оформления многих ор­кестровых партитур нередко вводит нас в заблуждение от­носительно истинного величия их концепций. Что каса­ется меня, то сверхчеловеческую мощь фигуры этого ти­тана я лучше воспринимаю в Квартете ор. 131, нежели в этой Симфонии.

  • 1. Гуронами (от франц. слова «hure» — кабанья голова) франц. колонизаторы презрительно называли индейцев из племени виандотов. Вольтер, сделавший главным героем своей философской повести «Простодушный» (1767) Гурона, заставил читателей его глазами — глазами так называемого «естественного человека» — взглянуть на эпоху Людовика XIV. Чуждый цивилизации юный дикарь, попав во Францию, судит обо всем, что видит, с точки зре­ния природного здравого смысла и легко обнаруживает извращен­ность, фальшь и нелепость всех понятий феодального общества.
  • 2. Онеггер не знал, что А. Н. Серов еще в 1868 г. (статья «Де­вятая симфония, ее склад и смысл») указывал на появление в трио Скерцо будущей темы Финала.
  • 3. «Ritmo di tre battute», «ritmo di quattro battute» — ремарки Бетховена, указывающие на ритмическую структуру эпизодов: в первом случае — группами по три, во втором — по четыре такта. — Примеч. ред.