Музыка к Рыцарскому балету (Musik zu einem Ritterballett), WoO 1

Произведение состоит из 12-ти музыкальных номеров:

1. Марш
2. Немецкая песня 1
3. Охотничья песня
4. Немецкая песня 2
5. Романс
6. Немецкая песня 3
7. Военная песня
8. Немецкая песня 4
9. Пьяная песня
10. Немецкая песня 5
11. Немецкий танец
12. Coda

Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan

 

Граф Фердинанд Эрнст фон Вальдштейн (Ferdinand Ernst von Waldstein, 1762 - 1823) был одним из важнейших покровителей Бетховена в Бонне, его рекомендательные письма помогли Бетховену и в Вене, позволив ему проникнуть в аристократические круги. Граф Вальдштейн распознал гений Бетховена и заказал молодому композитору музыку к "Рыцарскому Балету" (Ritterballett), в постановке которого сам принимал участие. В программке первого представление, состоявшегося 6 марта 1791 года в Бонне, не упоминалось имя композитора, и репортер боннского издания Theaterkalender посчитал Вальдштейна автором и сценария, и музыки этого "характеристического балета в старогерманских костюмах". Вероятно, Бетховен принял заказ, прекрасно понимая, что выступает в роли "литературного негра" своего патрона. В любом случае, вскоре стало известно, что автором музыки является Бетховен, молодой придворный музыкант и протеже графа Вальдштейна.

Авторское переложение музыки "Рыцарского Балета" для фортепиано было издано в Лейпциге в 1872 году, однако партитура оставалась неизданной до 1888 года. Она была впервые напечатана в составе полного собрания сочинений Бетховена издательством Breitkopf & Hartel.

Балет графа Вальдштейна изображает характерные для средневековой Германии сцены войны, охоты, романтических отношений и пира в коротких пантомимах. Буколическая музыка Бетховена, это все, что сохранилось от этого проекта, поэтому воспроизвести балет в первоначальном виде невозможно. В отличие от двух боннских кантат, в этой музыке мало что предполагает позднейшие бетховенские шедевры, однако в ней местами ощущается хорошо схваченный классический стиль Гайдна и Моцарта.

Some of Beethoven's later characteristics emerge in the opening March. In typical ABA form, the first section features a varied, not literal, repetition of its melody while in the return of section A Beethoven moves briefly to the minor mode. The ensuing "German Song" is rondo-like: part of its rising/falling, eight-measure string theme alternates with contrasting melodies and closes the segment. A predictable leaping horn tune opens the third movement, "Hunting Song," the second section of which features strings alternating with woodwinds and brass. A return of the main theme from the "German Song" ushers in the fourth movement, "Love Song," which is played on pizzicato strings at a piano dynamic and is melodically similar to the "German Song." From this point on, a reprise of the "German Song" appears between each of the numbers. Handelian in style, the fifth section, "Battle Song," is an aggressive outburst for brass and timpani. The ensuing "Drinking Song" is a boisterous number featuring simple, four-measure tunes that are all repeated.

At the time Beethoven lived in Bonn, the term, "German Dance" generally meant a simple, triple-meter dance for couples. The pieces are very much like Landler or other country dances and have none of the lilt we associate with the nineteenth-century waltzes of the Strauss family. Beethoven's German Dance movement of the Ritterballet reflects its country origins in the moderate tempo and in an opening melody that clearly articulates the triple meter before giving way to a more fluid, scalar, eighth-note rhythm. Without any warning the duple-meter coda bursts in, but halts after a moment for the final reprise of the "German Song" before closing the ballet.

All Music Guide