ГЛАВА ВТОРАЯ. 2. Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна

2. Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна

Огромную роль для моей музыки и для моих успехов сыграло и посещение концертов и опер.

*

Когда я, только приехавши из нашего маленького провинциального города в столицу, в первый раз попал в симфонический концерт в бывший зал «Дворянского собрания» (ныне зал филармонии), я совершенно не помнил себя от восторга.

Необыкновенная мощь и полнота звучания, изумительная красота звука струнной группы, возглавлявшейся прекрасными скрипачами, густые басы контрабасов, очаровательнейшее pianissimo — и ко всему этому еще особые, поражавшие меня, непривычные для моего уха, краски гобоя, английского рожка и фагота — деревянных духовых инструментов, о существовании которых я до этого знал только со слов Молла и по партитурам, — все это восхищало меня. Нужно заметить, что в нашем маленьком городском оркестре, которым дирижировал Молла, эти инструменты отсутствовали. Молла поэтому часто просиживал зимние вечера, а иногда и ночи напролет, переделывая партитуры, отдавая партию отсутствовавшего у нас гобоя то кларнету, то флейте, то скрипке, а партию фагота виолончели или валторне.

А тут, в большом столичном симфоническом оркестре, все это имелось налицо, да еще в первоклассном исполнении больших мастеров.

Те же увертюры и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, которые я хорошо знал по четырехручным переложениям и которые я много раз слышал в исполнении нашего маленького городского оркестра, предстали предо мной в настоящем своем, богатом силой, тонкостью и разнообразием красок, звуковом облике.

Камерные вечера, дававшиеся в бывшем зале «Кредитного общества», обогащали мой слух и другими дудожественно не менее ценными впечатлениями.

Карл Юльевич Давыдов.

*

Камерная музыка — струнные квартеты, дуэты, трио с фортепиано— от симфонической оркестровой отличается необыкновенной тонкостью звучания и пишется композиторами в расчете на исполнение в небольших концертных залах, акустика которых более приспособлена к тому, чтобы от слушателей не ускользали мельчайшие дробления тончайших звучаний. Сами названия «камерная» музыка, «камерное» произведение происходят от слова «камера», т. е. маленькое помещение, для которого эта музыка предназначается.

Как памятны для меня эти вечера в зале «Кредитного общества» во главе с профессором Ауэром, исполнявшим партию первой скрипки, и Давыдовым в партии виолончели.

Слушанье камерных концертов обогатило мой слух массой высоких художественных впечатлений. Гармоническое богатство, многоголосность, сложность и разнообразие всей звуковой ткани, особая предельная тонкость звуковых красок и оттенков, а также тонкость ритмических дроблений, ко всему этому поразительная согласованность исполнения четырех квартетистов во времени, дававшая впечатление, как-будто вся музыка исполнялась одним артистом, — все это вместе надолго оставило след в моем слухе и сделало его более чутким и восприимчивым.

Оперу я по разным причинам посещал много реже, чем концерты.

Прежде всего, для того чтобы нам, студентам, достать доступные для наших средств дешевые места на галерее, приходилось большей частью становиться с вечера в очередь у Мариинского театра и дежурить до утра, пока откроется касса. Правда, мы шли на это предприятие группами и сменялись. Был у нас поблизости излюбленный трактир «Калязин» на Казанской улице, открытый всю ночь, где мы зимой, в промежутках между дежурствами, отдыхали, пили чай и отогревались.

Другой причиной редкого посещения мною оперы являлось то, что уже тогда во мне происходил определенный перелом: меня больше тянуло к чистой инструментальной музыке, а в области вокальной я стал предпочитать камерные вокальные концерты оперным представлениям.

*

В первые годы моего учения в консерватории в Петербурге произошло крупнейшее музыкальное событие.

Гениальный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн дал в зале «Дворянского собрания» свои исторические концерты, в которых исполнил в хронологическом порядке самые выдающиеся произведения фортепианной литературы, начиная с первого зарождения фортепианной музыки и кончая фортепианными композициями современных авторов.

Я имел счастье прослушать все эти исторические концерты.

*

К началу третьего года моего учения в консерватории произошли большие перемены.

Директор К. Ю. Давыдов оставил консерваторию, и во главе ее стал Антон Григорьевич Рубинштейн, крупнейший, до сих пор непревзойденный пианист и выдающийся композитор, основавший нашу консерваторию в 1862 г. После основания консерватории Рубинштейн несколько лет состоял ее директором и одновременно преподавателем, но, не найдя в дирекции сочувствия своему требованию более строгого подбора учащихся, он ушел из консерватории.

Вторичное директорство Рубинштейна наступило после двадцатилетнего перерыва и продолжалось четыре года.