Аристократия и средний класс

Вена

В конце 18-го века Вена была столицей преуспевающей империи и, вместе с Лондоном и Парижем, играла важную роль на карте Европы. В Вене жил император и верховная знать Австро-Венгерской империи.

В богатом городе всегда велик спрос на искусство и развлечения, поэтому Вена стала одним из главных музыкальных центров Старого света. Неудивительно, что именно Вену Бетховен выбрал как место для своей учебы и профессиональной карьеры.

Венская аристократия

В те годы аристократия задавала тон во всех областях, в том числе и в сфере культуры. Поддерживать искусство было модно и престижно. Самые богатые аристократические династии содержали собственные оркестры и давали в своих дворцах роскошные балы и концерты. Примечательно, что это увлечение не было формальностью – многие богачи действительно прекрасно разбирались в искусстве и сами играли на музыкальных инструментах.
Аристократы помогали молодым талантливым музыкантам и давали им возможность заработать известность и репутацию, организовывая частные концерты.

Своим восхождение к славе Бетховен во многом обязан венской аристократии. Он получил известность благодаря тому, что богатые жители Вены рекомендовали его друг другу для проведения концертов, на которых он, помимо популярных музыкальных пьес, имел возможность демонстрировать публике музыку собственного сочинения.

Далее, венские аристократы стали гарантом финансового благополучия композитора. Во-первых, Бетховен писал музыку на заказ и получал за это вознаграждение. Во-вторых, они получали то, что сейчас назвали бы «эксклюзивными правами»»: оплатив композитору «посвящение» (упоминание в названии «Посвящается графу такому-то»), они получали исключительное право на представление и исполнение этого произведения в течение шести месяцев. В-третьих, существовала практика подписки на музыкальные произведения. До того, как тираж нового творения композитора поступал в свободную продажу, богатые австрийцы могли за отдельную плату зарезервировать для себя нужное количество копий. Такая предоплата позволяла композитору получить определенный стабильный доход и прогнозировать будущий объем продаж. И, наконец, в-четвертых, существовала практика фиксированного жалованья. Так, в 1809-м году три венских аристократа – граф Лобковитц, граф Кинский и эрцгерцог Рудольф пожаловали Бетховену годовое содержание.

Граф Франц-Йозеф Максимилиан Лобковитц

Граф лобковитц вошел в историю как большой знаток искусств и меценат. Более всего он был увлечен музыкой и оперой и с удовольствием тратил огромные суммы на поддержку музыкантов, в том числе и Бетховена.
Его щедрость была чужда расчетов. На фоне войны с Наполеоном его богатство растаяло подчистую, и в какой-то момент он перестал платить годовое содержание Бетховену – у него просто не стало денег.

Граф Фердинанд Кинский

Граф Кинский выразил желание платить Бетховену годовое содержание, однако из-за участия в военных действиях он на протяжении долгого времени забывал отдать соответствующее распоряжение своему приказчику. В 1812-м году Бетховен решил окончательно прояснить эту ситуацию и отправился с визитом к Кинскому в Прагу. Кинский извинился за недоразумение и пообещал вскоре выплатить всю положенную сумму. Однако вскоре он погиб, упав с лошади. Родственники графа отказались платить Бетховену, и он обратился в суд. Через три года судебных тяжб стороны пришли к компромиссу: Бетховен не получил всей суммы назначенных ему стипендий, однако суд смог обязать семью графа платить по счетам.

Эрцгерцог Рудольф

Эрцгерцог Рудольф был членом королевской семьи, а именно, младшим братом императора. Он был очень слаб здоровьем и потому не принимал участия в государственных делах; вместо этого он был назначен архиепископом Ольмюца.
Рудольф был страстным почитателем музыки, сам исполнял и сочинял музыкальные произведения на фортепьяно. Рудольф был учеником Бетховена и брал уроки до самой смерти композитора.
Рудольф был единственным из трех меценатов, исполнивших свои обязательства и выплативших Бетховену готовое жалованье в полном объеме. Более того, в нелегкие для композитора времена он даже увеличил сумму дотаций. В ответ на это эрцгерцог получил от Бетховена посвящений больше, чем кто бы то ни было еще.

Перемены в обществе

Во времена Бетховена в австрийском обществе произошли существенные перемены в расстановке сил. Если прежде аристократия определяла положение вещей во всех сферах общественной жизни, то в начале девятнадцатого века средний класс – преуспевающие купцы, ремесленники и служащие – начали приобретать все большее и большее влияние.

Эти перемены оказались значимыми и для служителей искусств; если в прошлом только аристократы становились меценатами и организаторами музыкальных мероприятий, то теперь и представители среднего класса получили право и возможность устраивать публичные и благотворительные концерты, а также частные концерты в своих собственных домах.

Следствием этих глобальных перемен в обществе стало учреждение в 1812-м году «Общества друзей музыки», в рамках которого жители Вены на добровольной основе объединяли усилия для проведения концертов и сами принимали в них участие. Кстати, это общество существует и по сей день.

Предпосылки к социальным переменам

Итак, что же произошло на границе восемнадцатого и девятнадцатого веков?

Философия: Еще в семнадцатом веке просвещенные умы начали задаваться вопросом о правила мироустройста и социальной несправедливости ситуации, когда несколько человек в стране имеют неограниченную власть и несметные богатства, а остальные не имеют ничего. Новая философская концепция – Просвещение – пропагандировала свободомыслие и защиту прав личности.

Политика: в 1789-м году во Франции свершилась революция, в основе которой лежала идея о равенстве перед законом и личных правах граждан всех сословий – «Свобода, равенство и братство». Революция и свержение короля обернулись многолетней войной, а французские солдаты разнесли идеи свободы и равноправия по всей Европе.

Экономика: Восемнадцатый век стал столетием механизации труда. Технические усовершенствования условий труда и развитие торговли привели к так называемой индустриализации, в результате которой богатства перестали быть прерогативой аристократического сословия, и самые успешные ремесленники и торговцы получили шанс значительно улучшить свое благосостояние и сформировать новую общественную прослойку. Деньги, как материальный эквивалент власти и независимости, стали доступны более широкому кругу людей. А аристократия, в свою очередь, существенно потеряла былые позиции из-за больших расходов на обеспечение ведения войны.

Бидермейер

Благосостояние среднего класса росло, но политические решения оставались прерогативой аристократии. После войны Австрия превратилась в полицейское государство с подавлением гражданских свобод, практикой правительственного шпионажа и репрессиями в отношении инакомыслящих. Цензуре подвергалось любое печатное издание и литературное произведение.

На фоне политической реакции и гонений средний класс нашел настоящую отдушину в музыке и семейных ценностях. Домашние частные концерты стали повсеместной практикой и любимым времяпрепровождением в кругу семьи. В то же время, и публичные концерты сохраняли популярность у зажиточных горожан, и основание «Общества любителей музыки», финансовую поддержку которого, в том числе, осуществляла и аристократия, было логичным следствием этой тенденции. В ситуации ограничения гражданских свобод такое общество требовало легального присмотра со стороны властей, и патроном Общества в 1814-м году стал эрцгерцог Рудольф.

Итоги социальных перемен для музыкального сообщества

Предшественники Бетховена были своего рода наемными работниками в аристократических домах - у них даже была своя униформа.
Во времена Бетховена это положение кардинально изменилось. Большинство аристократов распустило свои оркестры из-за невозможности оплачивать их содержание. Изменилось и отношение музыкантов к своему труду, а также взгляд на свое место в австрийском обществе – отныне они не чувствовали себя подневольными слугами и получили больше возможностей для самовыражения в творчестве.