Музыкальная зрелость

Бетховен в 1803 году, художник Christian Horneman

Портрет 1803 года, художник Christian Horneman

Между 1798 и 1802 Бетховен, наконец, решается взяться за наиболее сложные музыкальные формы: струнный квартет и симфонию. Его первые шесть струнных квартетов Ор.18, (написанные между 1798 и 1800 по заказу князя Лобковица, и ему же посвященные, опубликованные в 1801 году), наряду с премьерами Первой и Второй симфоний в 1800 и 1802 году соответственно, делают Бетховена заметнейшей фигурой среди композиторов его поколения, следующего за Гайдном и Моцартом. Он продолжает писать и в других жанрах, именно в это время появляется его знаменитая "Патетическая" соната (ор. 13), "превосходящая любое из его предыдущих сочинений по силе характера, глубине чувств, оригинальности и изобретательности мотивной и тональной разработки" (Купер). Кроме того, в 1799 году он завершил свой Септет (ор. 20), который оставался одним из самых популярных произведений Бетховена в течение всей его жизни.

Для премьеры своей Первой симфонии 2 апреля 1800 года Бетховен нанял Бургтеатр и включил в программу произведения Гайдна и Моцарта, а также собственные: Септет, Первую симфонию, и один из фортепианных концертов (все три его работы, еще не были опубликованы). Концерт, который Musikalische Allgemeine Zeitung описала как "самое интересное музыкальное событие за долгое время", тем не менее, прошел не без трудностей, в частности, критика отмечала, что "оркестранты не обращали внимания на солиста".

Несомненно, в этот период наиболее сильное влияние на Бетховена оказывало творчество Моцарта и Гайдна (так, например, Бетховенский квинтет для фортепиано и духовых очень напоминает сочинение Моцарта для того же состава). Отмечаются стилистические влияния и других композиторов, таких как Муцио Клементи. Однако получает развитие и индивидуальный композиторский стиль Бетховена: оригинальный мелодизм и приемы музыкального развития, использование модуляций и фактуры, эмоциональное содержание сочинений этого периода - всё это существенно отличается как от музыки его предшественников, так и от его собственных более ранних работ.

Между 1800 и 1802 в творчестве Бетховена важнейшее место занимают два крупных произведения - балет «Творения Прометея» и Вторая симфония (хотя и из менее масштабных работ нельзя не отметить, например, "Лунную" сонату). Весной 1801 Бетховен завершил «Творения Прометея», балет имел огромный успех, и выдержал множество представлений в течение 1801 и 1802 годов, так что Бетховен поспешил издать его фортепианное переложение.

Весной 1802 он завершил Вторую симфонию, предназначенную для одного из концертов, который был отменен. Однако, симфония прозвучала в абонементном концерте в апреле 1803 года в Theater an der Wien, где Бетховен был назначен штатным композитором. Помимо Второй симфонии, в концерте прозвучала Первая симфония, Третий фортепианный концерт и оратория "Христос на Масличной горе". Хотя отзывы были противоречивыми, концерт имел такой успех у публики, что Бетховен смог назначить за билет цену в три раза больше обычной.

К 1802 году издательские дела Бетховена также пошли в гору, когда его брат Карл, который и раньше помогал ему от случая к случаю, начал играть более активную роль в управлении его делами. Помимо назначения более высоких цен на новые сочинения, Карл начал издавать некоторые из ранее неопубликованных произведений Бетховена, а также призывал брата (обычно, преодолевая его нежелание) делать аранжировки и транскрипции его наиболее популярных произведений для различных составов. Бетховен уступал этим просьбам, так как не мог помешать издателям заказывать транскрипции своих произведений другим музыкантам.

Читать дальше →