- English
- Русский
Любые уточнения фактов жизни и творчества великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена неизменно вызывают живой интерес во всем мире.
И в этом ряду не прошло незамеченным открытие канадского музыковеда Риты Стеблин. Она уточнила, какой именно Элизе посвящено знаменитое рондо, которое в немецких музыкальных пособиях обозначено как "Für Elise", а в российских - "К Элизе".
Для миллионов мальчиков и девочек изящное сочинение великого немецкого композитора является первым шагом для постижения мира музыки, оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Эта музыкальная миниатюра была обнаружена почти 150 лет назад. Биограф Бетховена, музыковед Людвиг Ноль нашел ее в 1865 году среди бумаг Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. Сегодня этот нотный оригинал утерян (черновики хранятся в доме-музее Бетховена в Бонне), но, слава богу, два года спустя после обнаружения оригинала Ноль успел опубликовать написанное на нем рукою Людвига ван Бетховена посвящение: "Für Elise am 27. April zur Erinnerung von L. v. Bthvn." ("Элизе 27 апреля на память от Л. в. Бтхв.").
Биограф посчитал, что речь идет о 1810 годе и достоверность руки композитора не вызывает сомнений. Поскольку Людвиг Ноль не нашел в окружении композитора лиц женского пола с именем Элиза, он, недолго думая, предположил, что речь идет о пианистке и ученице Бетховена Терезе Мальфатти фон Роренбах (1792 - 1851), за которой Людвиг ван Бетховен к тому же ухаживал.
Уже после Людвига Ноля назывались другие претендентки на "Элизу": так, например, три года назад музыковед Михаэль Лоренц назвал имя оперной певицы Элизабет Рекель (1793 - 1883), входившей в круг близких друзей Людвига ван Бетховена.
Рита Стеблин проработала все высказанные до нее версии и на основании документов, имеющихся в австрийских архивах, пришла к выводу, что все они несостоятельны, а речь может идти скорее всего об Элизе Баренсфельд, родившейся в 1796 году в Регенсбурге. Эта девочка обладала удивительным голосом и рано начала концертировать. Не позднее 1809 года Элиза Баренсфельд вместе с другом Бетховена, конструктором музыкальных инструментов Иоганном Непомуком Мельцелем приехала в Вену, где брала уроки музыки, в том числе и у композитора, дирижера и педагога Антонио Сальери.
Дом, где жили Иоганн Мельцель и Элиза Баренсфельд в Вене, находился как раз рядом с домом Терезе Мальфатти. Скорее всего, предполагает Рита Стеблин, Терезе Мальфатти была не только соседкой, но и одной из учительниц Элизы Баренсфельд. Таким образом, Элиза Баренсфельд вошла в круг близких друзей Людвига ван Бетховена, бывала у него дома, возможно, исполняла для него арии. "Чтобы угодить горячо любимой Терезе, композитор посвятил ей легкое рондо", - утверждает Рита Стеблин.
Как всякий серьезный исследователь, Рита Стеблин хочет найти дополнительные доказательства верности своей версии. Что бы это могло быть? Возможно, письма самой Элизы Баренсфельд? Но следы талантливой девочки, которая еще в ноябре 1812 года выступала в Вене на концерте, посвященном основанию Венского общества друзей музыки, теряются после 1820 года.
Скорее всего последнее слово в истории разгадки адресата бетховенского посвящения останется за канадской исследовательницей. И если так, то ученики и ученицы музыкальных школ получили дополнительный стимул, ведь рондо композитора было посвящено их сверстнице!
Алексей Славин (Московская правда, 12.03.2013)