Этот портрет, с его провидческим, безмятежным выражением, довольно далек от канонических изображений Бетховена, как сердитого титана с львиной гривой, а скорее соответствует образу глухого, отстраненного гения поздних бетховенских сочинений.
Портрет работы венского художника Йозефа Хохенэккера (Josef Hochenecker), был обнаружен музыковедом Ритой Стеблин (Steblin, Rita) в Вене в 1987 г. Согласно версии Стеблин, этот карандашный рисунок был сделан в 1819 г. по заказу друга композитора Николауса Цмескалл (Nikolaus Zmeskall) и именно он упоминается в известном письме "Ich kann weder für das Glück"1.
Эта гипотеза изложена в статье: Steblin, Rita, "The newly discovered Hochenecker portrait of Beethoven (1819), 'das ähnlichste Bildnis Beethovens'", Journal of the American Musicological Society, Vol. 45, no. 3, pp. 468-497. (1992).
Краткое содержание:
В статье обсуждается карандашный портрет Б., на котором стоит подпись "J. Hochenecker" и дата "1819", обнаруженный автором в 1987 г. в венской антикварной лавке. Научный анализ бумаги, произведенный экспертами музея Albertina, подтверждает аутентичность даты, а художник Josef Hochenecker (1794-1876) идентифицирован как скульптор в адресной книге Антона Редля (Anton Redl) 1820 года. Определенные детали внешнего вида Бетховена говорят о том, что рисунок был сделан с натуры, и что Бетховен для него позировал. В статье доказывается, что это и есть портрет Бетховена, заказанный его другом Николаусом Цмескалл в письме "Ich kann weder für das Glück", которое MacArdle и Misch датируют осенью 1819 г. (другие исследователи - 1814 г., прим. ред.), и для которого не было найдено удовлетворительного соответствия среди известных портретов.
Следует пояснить, какую ценность имеет этот портрет в воссоздании образа композитора. Утверждается, что именно этот карандашный портрет 1819 г., а не рисунок мелом Стефана Деккера 1824 г., послужил моделью для знаменитой литографии Йозефа Крихубера 1832 г. (по другим данным - 1828, прим. ред.), т.н. "литографии с черным галстуком". (Крихуберу принадлежат еще две литографии, изображающие Бетховена - 1841 и 1865 гг.2, прим. ред.) Этот портрет был помещен на обложку книги Игнаца фон Зейфрида Ludwig van Beethovens Studien (1832 г.). Также на данную литографию ссылаются как на портрет, обладающим максимальным сходством с прототипом, в пространной статье Das ahnlichste Bildnis Beethovens («Самый похожий портрет Бетховена») , которая была опубликована в лейпцигской Allgemeine Musikalische Zeitung 14 января 1835 г. (статья не подписана, и вопрос ее авторства вызывает споры у историков). Стеблин считает вероятным автором статьи Тобиаса Хаслингера (Tobias Haslinger), (если статья действительно принадлежит Хаслингеру, то его суждение, как издателя литографии, вряд ли может считаться объективным, прим. ред.).
Сам факт обнаружения оригинала портрета, датированного 1819-м годом, полностью развенчивает довод Антона Шиндлера о том, что данное изображение композитора не может считаться лучшим и самым достоверным, поскольку было сделано через несколько лет после его смерти.
Однако, гипотеза Риты Стеблин оспаривалась, например, С. Бранденбургом (S. Brandenburg), который утверждал, что рисунок Хохенекера был сделан с литографии Крихубера (которая, в свою очередь, была изготовлена по рисунку Деккера), а никак не наоборот. (См. Journal of the American Musicological Society за 1994 год)