- English
- Русский
Портрет (рисунок мелом) 1824 года работы Иоганна Стефана Деккера (Johann Stephan Decker). Это последний известный портрет Бетховена, сейчас он хранится в Городском Историческом музее Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien).
Фотографию рисунка1 и две литографии2 можно увидеть на сайте музея Beethoven-haus.
Созданию этого портрета предшествовало радостное событие в жизни Бетховена.
7-го мая 1824-го года состоялся «Большой Музыкальный Концерт Людвига ван Бетховена», на котором, в числе других произведений, впервые была исполнена Девятая симфония, - «Большая симфония с солистом и хором», в которой использован текст поэмы Шиллера «Ода к Радости». Дирижировал оркестром сам Бетховен при помощи ассистента Михаэля Умлауфа (которому по тайному указанию и подчинялся коллектив музыкантов и певцов) . Концерт был принят с большим резонансом и высокой оценкой со стороны критиков, и вскоре за премьерой, 23-го мая было дано второе представление.
Встреча Бетховена и Штефана Деккера состоялась через несколько дней после первого или второго выступления, а литография была изготовлена в качестве иллюстрации к восторженной рецензии на представление, опубликованной в газете Wiener Allgemeine Musikalische Zeitung 5-го июня 1824-го года. Величественный и благообразный облик Бетховена, созданный Деккером, во многом перекликается с образом, созданным бескомпромиссным реалистом Вальдмюллером, однако представляет композитора в более комплиментарном и выигрышном (и для Бетховена, и для читателей) свете. Насупленные брови, плотно сжатые губы, возрастной птоз кожи по линии нижней челюсти и драматический контраст черных бровей и редеющих седых волос – все это присутствует и на портрете, сделанном Деккером. В то же время, такой простой прием, как разворот головы модели на три четверти, дал возможность художнику не привлекать внимание зрителей к широкому носу композитора, а деликатно заострить его корректирующей тенью. Вальдмюллер легко мог пойти по такому же пути, однако его принципиальная творческая позиция состояла в том, чтобы предельно реалистично запечатлевать внешний облик его моделей.
Высокий жесткий воротник и модный в ту пору белый шейный платок придают образу респектабельность, а седая грива волос кажется постриженной и тщательно уложенной. Это стало еще одним поводом для критики со стороны Шиндлера, который с усмешкой заявил, что увидеть Бетховена коротко стриженным это все равно, что увидеть льва без гривы. После смерти композитора Йозеф Штайнмюллер осенью 1827-го года изготовил по заказу издательского дома Artaria клише по портрету Деккера, которое также было критически оценено Шиндлером: «Невозможно отрицать вопиющий контраст этого фантазийного портрета и литографии, сделанной на основе портрета кисти Штилера (заметим в скобках, что и к работе последнего Шиндлер относился достаточно скептично). На этом портрете Бетховен выглядит ужасно старым, а выражение его лица кажется совершенно неправдоподобным».
Мнение Шиндлера нельзя оставить без внимания, но справедливости ради следует сказать и о том, что существовала и диаметрально противоположная оценка портрета, написанного Деккером. Черни, который в свои детские годы часто видел Бетховена так близко, что запомнил на всю жизнь его крупные пальцы и волосатые руки, заявлял, что портрет Деккера и литография Штайнмюллера - это «самый реалистичный и правдоподобный из опубликованных портретов композитора».
И, наконец, имеет значение и субъективная оценка портрета самим композитором. Он достаточно ревностно относился к тому, чтобы стать субъектом акта творчества. В декабре 1826-го года он отправил копию своего портрета кисти Штилера своему боннскому другу Францу Вегелеру с припиской: «Этот портрет, безусловно, произведение искусства, однако я с тех пор постарел», а затем отправил копию портрета Деккера своему парижскому издателю, тем самым утвердив его в качестве рабочего. Также копии портрета Деккера были разосланы как по Австрии, так и за рубеж в качестве подарка кругу друзей композитора.
(Alessandra Comini, The Changing Image of Beethoven: A Study in Mythmaking)