Соната №22 F-dur, Opus 54

В сонате две части:
1. In tempo d'un menuetto
2. Allegretto

(Вильгельм Кемпф)

 

Эта двухчастная соната, не имеющая посвящения, сочинялась, вероятно, в 1803—1804 годах и была опубликована в 1806 году. Она принадлежит к числу наименее популярных сонат Бетховена. Ленц находил ее «лишь странной», обнаруживающей первые следы третьей манеры Бетховена1. Патель полагал, что, ввиду занятости Бетховена сочинением «Фиделио», из сонаты ор 54 «ничего настоящего не вышло». Ромен Роллан писал: «...встречаются сонаты, как ор. 54 (в фа-мажоре), где Бетховен разрешает главным образом технические проблемы, не заботясь особенно о музыкальной или выразительной мысли…». Не находит особенно теплых слов для сонаты ор. 54 и Б. В. Асафьев. Характеризуя два движения сонаты, он пишет: «Первое в характере менуэта с величественной и энергичной поступью; второе — в характере рондо при непрерывном мерном беге подвижных линий: своего рода perpetuum mobile («вечное движение»). В сонате «встречаются прихотливо капризные, но чеканные ритмы и орнаменты, остроумные варианты и превращения руководящих мотивов».

Не пытаясь целиком «реабилитировать» сонату op. 54, следует, однако, решительно возразить против попыток трактовки ее как упражнении в пианизме, фактуре, форме, контрапункте и т д. Соната ор. 54 отнюдь не лишена образности, но только образность эта не слишком рельефна, отчасти загадочна.

В сонате ор. 54 происходит, на наш взгляд, как бы предварительная заготовки образов, поиски новых художественных элементов. Бетховен свободно отдается игре воображения, видимо стремясь зафиксировать еще нсустоявшееся и ослабив свою обычную работу над выковыванием интонации. Быть может, эта соната — наиболее непосредственная из сонат Бетховена, что придает ей особый интерес.

Обе части сонаты ор. 54 имеют оригинальные формы рондообразного склада. Вот дополнительное свидетельство вложенных в это произведение новаторских поисков композитора.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

 

This brief work falls right between Beethoven's monumental "Waldstein" and "Appassionata" sonatas, with the "Eroica" Symphony lurking nearby. Playable on a five-octave keyboard, this little sonata lures amateurs and then snares them in unexpected technical complications. Billed as minuet, the first movement takes a measured, deliberate tempo, the simple, pleasant, ruminative theme lifting up from the bass. However, just when the student pianist starts enjoying the somewhat complacent mood of this beginning, the trio storms through with nasty octaves in both hands. This development, which really feels like a strange interruption, seems inexplicable. Returning in a slightly more ornate form, the stately opening utterance leads, once again, to the ill-tempered trio, then appears again, goes through transformations which include some dissonant chords, and ends. The second of the two movements, an Allegretto, is one of Beethoven's typical perpetual-motion rondos. This one has a dark edge to it, veering into the minor and keeping up the flood of sixteenth notes, thus seriously limiting the individuality of the various episodes. Amateurs generally must give up entirely by the time they reach the strenuous coda, in which the two hands race each other to the final bar.

(All Music Guide)

  • 1. По мнению Ленца, «это бесформенное произведение имеет недостатки третьей манеры, не имея ее красот»