- English
- Русский
В противоположность многим другим, идеализированным изображениям Бетховена, карандашный рисунок Клобера, созданный летом 1818 года в Мёдлинге (Mödling), хорошо передает прямое и непосредственное восприятие внешнего вида композитора (Бетховен не позировал для этого портрета). Согласно воспоминаниям Клобера, сам Бетховен считал, что на этом наброске была удачно схвачена натура, и что особенно хорошо получилась его прическа.
Клобер создал еще два портрета Бетховена, основываясь на этом рисунке. Один из них, холст/масло, сейчас считается утраченным. На нем Бетховен был изображен вместе с племянником Карлом на лоне природы. Однако, сохранился рисунок углем и мелом, созданный несколько лет спустя и изображающий Бетховена в значительно более идеализированном виде. Существовало еще две версии этого рисунка, но они не сохранились. Один из них хранился в Лейпциге в коллекции C. F. Peters, и был утрачен в 1945 году.
С 40-е годы 19 века берлинские литографы Theodor Neu и Carl Fischer создали несколько литографий на основе рисунка углем и мелом - под непосредственных наблюдением художника, о чем свидетельствуют надписи на некоторых оттисках. Благодаря широкому распространению этих литографий, которые были скопированы множеством художников 19 столетия, это изображение Бетховена стало особенно популярным. Карандашный же рисунок Клобера не привлекал особенного внимания вплоть до 20 века.
В музее Beethoven-haus представлены карандашный рисунок Клобера1, созданный на его основе портрет углем и мелом2 и две литографии.3
Литография Фишера (C. Fischer), 1843 год.
Роберт Бори в книге Ludwig van Beethoven. His Life and His Work in Pictures сообщает, что разрешение на написание двойного портрета маслом Клобер получил при посредничестве виолончелиста Jakob Dont. Он изобразил Бетховена и его племянника на фоне пейзажа городка Brühl недалеко от Мёдлинга. Одним из набросков к портрету был также рисунок рук композитора (также хранится в музее Beethoven-haus4):