Примечания

1. Дочка хозяина дома, булочника Фишера. Она была на восемь лет старше Людвига и оставила интересные воспоминания о его детстве. Их записал с ее слов брат Цецилии — Готфрид Фишер.

2. Чембало — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, предшественник современного фортепиано.

3. Перевод С. Поликарпова.

4. Сонатная форма, на основе которой строятся многие классические образцы музыкального искусства, имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу.
В экспозиции дана завязка драматического конфликта. Здесь излагаются музыкальные темы, составляющие основу произведения. Экспозиция распадается на главную, побочную и заключительную партии. Их образуют контрастные темы или тематические группы в главной и побочной тональностях. Главная тональность — это та, в которой, как правило, начинается и завершается музыкальное произведение.
Побочная тональность — та, в которую совершается временный переход из главной тональности.
В разработке конфликт разрастается. Разрабатывается тематический материал. Видоизменяются, переходя из одной тональности в другую, сталкиваются контрастные и противостоящие друг другу темы. Происходит драматическое развитие.
В репризе основные темы повторяются вновь, но уже в ином качестве. В отличие от экспозиции побочная партия переносится из побочной в главную тональность. Наступает развязка.
Зачастую произведения, написанные в сонатной форме, начинаются медленным вступлением, а вслед за репризой идет кода — своеобразное музыкальное послесловие.
В сонатной форме пишутся, как правило, первые части сонатного цикла, зачастую финалы его, а также и средние части.
Сонатный цикл — инструментальное произведение в четырех или (реже) трех частях.
Первая часть сонатного цикла — сонатное аллегро. Оно пишется, как правило, в сонатной форме и в быстром темпе.
Сонатный цикл для одного или двух инструментов называется сонатой. Для большего ансамбля обозначается словом, соответствующим количеству исполнителей: трио, квартет, квинтет, секстет и т.д.).
Сонатный цикл для оркестра называется симфонией.

5. Престо — основное обозначение самого быстрого темпа.

6. Адажио — основное обозначение медленного темпа, обозначение пьесы или музыкальной части произведения, написанных в этом темпе.

7. Аллегро — обозначение быстрого, оживленного темпа. Обычный темп первых частей в сонатном цикле, зачастую и финала, а иногда и средних частей сонатного цикла.

8. Скерцо — живая, подвижная инструментальная пьеса, обычно бодрого, но иногда и драматического характера. Начиная с Бетховена, скерцо — одна из средних частей симфонии и других циклических произведений.

9. Перевод Б. Кремнева..

10. Лечивший Бетховена врач..

11. Речь идет о квартете струнных инструментов работы знаменитых старинных итальянских мастеров Амати и Гварнери. Эти драгоценные инструменты были подарены Бетховену князем Карлом Лихновским.

12. Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков, которые можно расположить по терциям (например, до-ми-соль, или соль-си-ре, или ре-фа-диез-ля). Терция — музыкальный интервал шириной в три ступени (например, до-ми).

13. Анданте — основное обозначение среднего по скорости темпа, а также пьесы или медленной части сонатного цикла, написанных в этом темпе.

14. Сборник «Ленин о культуре и искусстве». М, Изогиз, 1956, стр. 517.

15. В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 136.

16. Там же.

17. От ларго — обозначение самого медленного темпа или пьеса, написанная в этом темпе.

18. Рондо — музыкальная пьеса или часть сонатного цикла, содержащая не менее трех повторений основного раздела в главной тональности. Эти повторения чередуются с рядом побочных разделов в других тональностях. В форме рондо написаны многие финалы сонатных циклов, а также отдельные пьесы в народном духе, преимущественно бодрые по своему характеру.

19. Характерная симфония (итал.).

20. Пасторальная симфония (итал.).

21. «Среди слез и скорби» (лат.).

22. Пианиссимо — самое тихое звучание.

23. Форте — сильно, громко.

24. Диминуэндо — постепенное уменьшение звучности.

25. Тутти — вступление всего оркестра.

26. Сфорцандо — акцентирование звучности.

27. Крещендо — нарастание звучности.

28. В данном случае средний раздел скерцо, написанного в трехчастной форме. Обычно трио контрастирует с крайними частями более плавным и певучим характером музыки, новой тональностью, более мягкой звучностью.

29. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, изд. 2-е, стр. 33.

30. Непереводимая игра слов: «бах» — по-немецки «ручей».

31. В своей обычной манере шутливо обыгрывать имена Бетховен строит игру слов на фамилии учителя. «Браухле» — от немецкого «brauchen» — «нуждаться», «пользоваться».

32. Я памятник воздвиг (лат.).

33. Квинта — интервал шириной в пять ступеней (до-соль, или ре-ля, или ми-си).

34. Кантилена — распевное пение.

35. Обычно эту партию исполняет бас.

36. Этих слов в оде Шиллера нет, они сочинены Бетховеном.

37. Брат Карла Лихновского, уже умершего к этому времени.

38. Дядя той самой Терезы Мальфатти, которую Бетховен некогда любил и на которой собирался жениться.

39. Рукоплещите, друзья, комедия окончена! (лат.).

40. Перевод Б. Кремнева.

41. Ласкательное от Жозефины.