- English
- Русский
Людвиг Рельстаб описывает один из драматических моментов осознания Бетховеном своей глухоты. Однажды он получил в подарок из Лондона новый рояль. «Прекрасный инструмент, - сказал композитор, - вы только посмотрите на имя мастера! (он указал на авторскую табличку над клавиатурой). И у него прекрасное звучание…» - он повернулся к роялю, не, сводя с меня глаз, и взял аккорд. Сердце мое оборвалось: в аккорде до-мажор он по ошибке нажал нижнюю си. Величайший музыкант в мире снова и снова брал те же ноты – и не слышал диссонанса в звучании!
Однажды Бетховен рассказал об обстоятельствах, повлекших его полную глухоту, одному из основателей Королевского Филармонического Общества Чарльзу Ниту. «Я был по горло загружен работой над оперой, и больше всего неудобств мне доставлял один неуравновешенный тенор. Я написал ему уже две оригинальные арии на один и тот же текст, но они его не устроили. Третий вариант на пробном прослушивании, казалось, подошел, певец забрал партитуру и удалился восвояси. Я вздохнул с облегчением и немедленно принялся за работу, которую пришлось забросить из-за этой оперы. Не прошло и получаса, как внизу хлопнула дверь, и я услышал на лестнице шаги злополучного тенора. В невыразимой ярости я вскочил навстречу ему – и тут же упал, охваченный апоплексическим ударом. Когда я пришел в себя, то понял, что ничего не слышу, и более слух не вернулся ко мне. Врачи сказали, что приступ повредил нервные окончания».
kingsbarn.freeserve.co.uk/anecdotes.htm
H. E. Krehbiel, Music and Manners in the Classical Period