- English
- Русский
Одним из приятелей Бетховена был немецкий мастер музыкальных инструментов Иоганн Непомук Мельцель. В числе его изобретений историки упоминают аппарат «Пангармоникон» - инструмент наподобие шарманки, воспроизводивший звучание всех инструментов военного оркестра. Мельцель обратился к Бетховену с просьбой написать симфоническую пьесу для пангармоникона, предназначенную для исполнения на благотворительных концертах. Бетховен ради давней дружбы согласился выполнить просьбу механика, но без особого энтузиазма. Однако вместо написания оригинального и законченного симфонического произведения он создал необычный музыкальный этюд. За несколько месяцев до описываемых событий британская армия разбила войска Наполеона в Испании, и Бетховен представил месиво схватки, взяв английскую народную мелодию (символизирующую армию Веллингтона) и французскую песню (символизирующую войско Бонапарта) и наложив их друг на друга. Какофония и хаос находят свое разрешение в торжественном финале "God Save the King" («Бог хранит Короля»), обозначившим победу британцев.
По иронии судьбы, к моменту завершения работы над пьесой пангармоникон Мельцеля вышел из строя, и в своем первоначальном варианте «Битва» никогда не была исполнена. Впоследствии композитор переписал ее для симфонического оркестра, добавив эффекты пушечной канонады и мушкетных выстрелов; «английская» и «французская» партии были разведены по правую и левую сторону оркестра, благодаря чему у слушателей возникала отчетливая иллюзия схватки противоборствующих сторон. «Битва Веллингтона при Виттории» получила большой резонанс и признание у современников, хотя сейчас практически не исполняется.
(Victor Borge, My Favorite Intermissions)
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-59 (Из книги А. Альшванга "Бетховен")