Увертюра "Леонора" №1, Opus 138

1805 год

Wiener Philharmoniker, Claudio Abbado

 

См.: Увертюры к опере «Фиделио»

Увертюра «Леонора № 1» не оставляет сомнений в том, что композитор с самого начала ставил перед собой серьез­ные задачи, что в ней симфоническими средствами пытался так или иначе отразить концепцию оперы в целом. Однако автор уже завершенного к тому времени эпохального симфо­нического произведения — поразительной по смелости и но­визне «Героической» симфонии—в первой своей оперной увертюре действует еще не вполне уверенно. За отправной момент он, как и в двух последующих увертюрах, берет те­му из арии Флорестана-узника, но строит на ее основе се­рединный медленный эпизод, заменяющий разработку (снова композитор лишает себя главного «козыря» — напряженного разработочного развития, которое в таких грандиозных мас­штабах развернулось в «Героической»). Случайно или наме­ренно, Бетховен повторил в общих чертах принцип постро­ения увертюры Моцарта к «Похищению из сераля» (там также серединный эпизод был связан с арией героя). Но в контексте всего героико-драматического замысла бетховен­ской оперы появление важного музыкального образа проис­ходит слишком поздно, тогда как ни вступление, ни экспози­ция сонатного аллегро не содержат в себе настоящего дра­матизма. При этом программная конкретизация содержания решается в увертюре методом сопоставления энергичной и жизнерадостной музыки сонатного аллегро в целом и темы Флорестана, отражение героической борьбы по существу от­сутствует. К тому же основной контраст недостаточно ярок: мажорная тема арии, лишенная того контекста, какой ей сопутствует в опере (мрачная обстановка тюремного подзе­мелья), не вносит в общее развитие подлинного драматизма. Современный слушатель мог бы обнаружить и другой отры­вок из арии Флорестана (тема из эпизода просветленного, экстатического видения, со словами: «Мой ангел, Леонора, супруга...»), который появляется в коде увертюры, за 30 так­тов до конца. Однако это было бы ошибкой (в которую, ме­жду прочим, впали и некоторые исследователи), так как данный финальный раздел арии Флорестана возник лишь в редакции 1814 года. Следовательно, здесь тема увертюры могла быть прообразом, а не наоборот. С точки зрения «вступительного обзора содержания» (Глюк), «Леонора № 1» демонстрирует скорее похвальные намерения композитора, чем их надлежащее воплощение. Тогда вполне понятным становится отказ от этой увертюры при первой постановке оперы. Бетховен вообще не слишком прислушивался к кри­тическим замечаниям окружающих, если чувствовал свою правоту художника. В данном случае согласие с мнением друзей в доме князя Лихновского было, видимо, обусловлено его собственным критическим отношением к первой увертюре.

Безотносительно к тем ответственным задачам, которые должна была решать «Леонора № 1» — увертюра к героико-драматической опере, — она заслуживает внимания как само­стоятельное концертное произведение. По словам Шумана, «это красивая, свежая музыка, вполне достойная Бетховена. Вступление, переход к Allegro, первая тема, воспоминание об арии Флорестана, crescendo в конце — всё говорит о богат­стве чувств мастера». Впервые изданная в 1838 году под ор. 138, увертюра постепенно утвердилась в концертных про­граммах.

(Г. В. Крауклис об увертюрах Бетховена)

 

Beethoven wrote four overtures for his only opera, Fidelio; three "Leonore" overtures, each numbered; and one called Overture to Fidelio. It has been common practice to use the latter as a prelude to the opera in productions of Fidelio. The Leonore No. 1 was withdrawn by the finicky Beethoven and not heard until 1828, the year after his death. That circumstance explains its high opus number and the fact that the Overture is generally heard as an independent concert work today, apart from productions of the opera.

The Leonore Overture No. 1 opens somberly, the strings rising slowly from their lower ranges, finally finding brighter territory, as woodwinds join in and the pacing becomes a bit livelier. Still, the mood remains unsettled, with a sense of probing, of uncertainty. Soon, however, the tempo turns animated and the music brightens, a sense of joy and hope emerging in the lively, muscular theme. Another slow section ensues, but here the music quickly casts off the sense of doubt that reemerges and develops an epic character with a soaring, heroic theme. The triumphant, joyful closing episode builds upon this all-conquering feeling to banish all sense of doubt. Throughout this approximately ten-minute Overture, the music comes across as a deft admixture of the serious and light in its colorful but necessarily cursory summation of the opera's story about the faithful and persistent Leonora, disguised as the young man Fidelio, to free her husband Florestan from the prison of the evil Pizzaro.

(All Music Guide)