Музыка к драме Leonore Prohaska, WoO 96

Leonore Prohaska - драма Иоганна Дункера (Johann Friedrich Duncker, ?-1842), секретаря короля Пруссии, сопровождавшего его во время Венского Конгресса 1814 года. Дункер привез пьесу с собой в Вену и попросил Бетховена сочинить музыку для ее представления. Партитура, написанная в марте 1815, была впервые издана в 1888 году в составе полного собрания сочинений Бетховена, предпринятого издательством Breitkopf & Härtel в Лейпциге. Дункер, в свою очередь, в 1823 году убедил прусского короля стать подписчиком Торжественной Мессы Бетховена.

Если в России была кавалерист-девица Надежда Дурова, то во время освободительных войн в Австрии и Германии появилось несколько таких подвижниц. Одна из них, Элеонора Прохазка из Потсдама, поступила в 1813 году под именем Август Ренц в добровольческий корпус (сделавшись, таким образом, однополчанкой Теодора Кёрнера – жениха Антонии Адамбергер) и погибла в том же году в результате тяжелого ранения. Подвиг Прохазки вызвал мощный отклик у поэтов, музыкантов и художников, тем более что героиня происходила из семьи военного музыканта и до войны завоевала славу искусной флейтистки. К драме И.Ф.Л.Дункера “Леонора Прохазка” Бетховен написал в 1815 году музыку, состоящую из четырех номеров, включая авторское переложение траурного марша “На смерть героя” из фортепианной сонаты № 12. (Лариса Кириллина. «Эгмонт» Бетховена)

Первый номер - хор солдат a capella "Wir bauen und sterben" B-dur для 2-х теноровых и 2-х басовых партий, в котором речь идет о готовности солдат умереть в борьбе за свободу.

№2 - Романс для сопрано соло в сопровождении арфы.

№3 - Мелодрама с ремаркой Feierlich doch nicht schleppend (Торжественно, но не затягивая), речитатив в сопровождении glass harmonica.

№4 - Оркестровка траурного марша из фортепианной сонаты №12, Opus 26. Бетховен транспонировал ее из ля-бемоль минора в си-бемоль минор (вероятно, для удобства духовых) и исключил из партитуры гобои, видимо, для достижения более мрачного звучания. Очевидно, Дункер предпочел эту аранжировку оригинальной музыке, которую композитор написал или собирался написать.

Sylvia McNair, сопрано
Berliner Philharmoniker, Claudio Abbado