Портрет 1823 года

#12, Ferdinand Georg Waldmüller, 1823

В 1823 году Фердинанд Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller) получил заказ от лейпцигского издательства Breitkopf & Härtel на портрет Бетховена. Как видно из нескольких писем и записей в "разговорных тетрадях", композитор позировал для этого портрета лишь однажды. Причем, сеанс был прерван раньше времени и продолжения не последовало. Поэтому, предполагается, что Вальдмюллер успел написать только лицо композитора, а одежда и, возможно, часть волос были добавлены позже.

Портрет Вальдмюллера первоначально сохранился в двух версиях: первая, с менее разработанными деталями, что позволяет предположить в ней первоначальный черновик; и вторая, более законченная, которая находилась в собственности издательского дома Breitkopf и сгорела в 1943 году. Сохранились только репродукции этой, сгоревшей, версии. Однако первая - "черновая" версия сохранилась, первоначально она находилась у художника, затем была куплена Friedrich von Kistner и сейчас хранится в венском Музее Истории Искусства (Kunsthistorisches Museum, Vienna).

Этот портрет Бетховена был довольно популярен в 19 и начале 20 столетий, он часто репродуцировался и копировался. Копия утраченного "лейпцигского" портрета кисти боннского художника Вилли Фассбендера (Willy Faßbender) представлена в музее Beethoven-Haus. Там же можно увидеть цветную репродукцию1 и фотографию2 утраченного портрета.

Портрет Вальдмюллера, на котором в мрачных тонах изображен пожилой композитор, погруженный в тяжелые раздумья, стал известен благодаря гравюре, скопированной с оригинала Брайткопфом и Хэртелем через несколько десятилетий после смерти Бетховена. Выражение глубокой меланхолии, переданное художником, стало канонической эмоцией и для других портретов композитора. В иконографии портретов Бетховена практически отсутствует фактор старения. Пожалуй, единственным исключением в передаче эмоционального настроя композитора является портрет углем, созданный художником Иоганном Штефаном Деккером (1784-1844) в мае 1824-го года.
(Alessandra Comini, The Changing Image of Beethoven: A Study in Mythmaking)

  • 1. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original%20Beethoven%20portraits&_mid=Pictures%20and%20objects&_eid=1511&_dokid=i709&_eid=1511&_seite=11
  • 2. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original%20Beethoven%20portraits&_mid=Pictures%20and%20objects&_eid=1511&_dokid=i711&_eid=1511&_seite=11