Прижизненная маска

Вероятно, единственным абсолютно объективным изображением Бетховена можно считать прижизненную маску, сделанную в 1812 году скульптором Францем Кляйном (Franz Klein),

на которой основаны многие позднейшие скульптурные и живописные изображения.

В 1812 году друзья Бетховена, рояльный мастер Андреас Штрайхер и его супруга Нанетт, открыли большой салон по продаже фортепиано, служивший также концертным залом. Они решили украсить его бюстами знаменитых музыкантов, среди которых должен был находиться и бюст Бетховена, причем максимально реалистичный. Скульптуру заказали Францу Кляйну, который до 1805 года занимался изготовлением гипсовых копий по слепкам с оригинала для доктора медицины Франца Галла (Franz Joseph Gall).

На лицо Бетховена, смазанное маслом, был наложен жидкий гипс, так что композитор мог дышать только через две соломинки, вставленные в ноздри. Процедура удалась только со второй попытки,

поскольку Бетховен, боявшийся задохнуться под толстым слоем застывающего гипса, сбросил маску. Другой вариант этой истории гласит, что когда процедура снятия слепка уже подходила к концу, Бетховен поспешно сорвал маску и бросил ее на пол. Маска разломилась надвое, однако Кляйн аккуратно сложил две половинки, так что на маске не осталось швов и она могла послужить основой формы для отливки бюста. Скульптору осталось только доработать глаза (которые были закрыты кусочками бумаги), вылепить волосы и одежду.

Оригинальный бюст, изготовленный Клейном, находился во владении семьи Штрайхер до начала 20 века, когда он был передан в Городской исторический музей Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien). В 1890 году была отлита копия для боннского музея Beethoven-Haus.

На сайте музея Beethoven-haus можно увидеть два слепка маски1. копию оригинального бюста Кляйна2, а также отливку Лейделя (H. Leidel) с оригинального бюста3.

Интересно, что скульптор Йозеф Данхаузер (старший сын мебельного мастера Йозефа Данхаузера, одного из основоположников венского стиля Biedermeier) тоже пытался получить слепок лица Бетховена, но ему это удалось только после смерти композитора. В своих мемуарах немецкий поэт Фогль приводит интересный рассказ о том, как Данхаузеру удалось как-то заполучить Бетховена к себе в студию в Вене. Он попросил Бетховена снять пальто и расстегнуть рубашку. "Надеюсь, вы не собираетесь меня обезглавить" - заметил Бетховен. Данхаузер успокоил его. Затем он маленькими кусочками бумаги закрыл глаза у Бетховена и намазал маслом подбородок и щеки. Скульптор наложил на лицо толстый слой гипса, дал Бетховену в рот трубочку, чтобы он мог через нее дышать и попросил его закрыть глаза. Бетховен подчинился. Но, когда гипс начал застывать, Бетховен забеспокоился по поводу затвердения маски.

Джон Элла, в своих "Музыкальных набросках" так описывает последовавшую затем сцену:
Неожиданно вскочив, с дыбом стоящими волосами, он попытался освободиться от гипса и закричал: "Господин! Вы бандит и чудовище!"
"Ради Бога! Досточтимый капельмейстер" - заикаясь пробормотал обескураженный скульптор.
Но Бетховен резко оборвал его: "Негодяй, злодей!"
"Но... Позвольте..."
"Прочь!" - заорал Бетховен. Сокрушив в вдребезги стул, на котором он только что сидел, он схватил свою шляпу и сюртук и выбежал из комнаты, забыв надеть все это на себя. Данхаузер устремился вслед за этим бушующим человеком, пытаясь утихомирить его. Но Бетховен, вырываясь из его рук, восклицал: "Прочь, наемный убийца! Не прикасайтесь ко мне или я задушу вас". Крича все это, он выбежал из дома Данхаузера, с шумом захлопнув дверь за собой. Гипс все еще закрывал его лицо.

То, что Данхаузеру не удалось с живым Бетховеном, ему легко удалось сделать с мертвым. Джон Элла пишет:
Данхаузер, получив разрешение сделать слепок с умершего, отправился в дом покойного. Набросав его портрет карандашом, он начал необходимые приготовления для лепки. Тут возникло непредвиденное обстоятельство: нужно было сбрить щетину, которую не брили все то время, что Бетховен был болен. Данхаузер послал за парикмахером, который готов был это сделать, но затребовал слишком большую сумму - один дукат. Это было больше, чем мог заплатить молодой скульптор, и ему пришлось побрить Бетховена самому.

Оригинальный (первый) слепок маски Бетховена был передан Данхаузером Ференцу Листу в 1840 году; сейчас он хранится в Вене, в Городском историческом музее. Еще один слепок находится в музее Beethovenhaus в Бонне4.

  • 1. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original Beethoven portraits&_mid=Pictures and objects&_eid=1511&_dokid=i1560&_eid=1511&_seite=1
    beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original Beethoven portraits&_mid=Pictures and objects&_eid=1511&_dokid=i3065&_eid=1511&_seite=9
  • 2. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original Beethoven portraits&_mid=Pictures and objects&_eid=1511&_dokid=i3821&_eid=1511&_seite=9
  • 3. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original Beethoven portraits&_mid=Pictures and objects&_eid=1511&_dokid=i1517&_eid=1511&_seite=8
  • 4. Н. Слонимский. Книга музыкальных историй. Перевод Викентия Майкапара