9 вариаций на тему марша Дресслера WoO 63 (1783)

Для этих вариаций 12-летний Бетховен использовал простую маршеобразную тему Эрнста Дресслера (Ernst Christoph Dressler был оперным певцом в Касселе (Thayer-Forbes)) в до миноре. Примечательно, что в этом раннем произведении, ставшем первой публикацией юного композитора, Бетховен демонстрирует черты, которые станут типичными для его дальнейшего творчества: тональность до минор, маршеобразный ритм и вариационная форма.

Неизбежно примитивные, согласно его собственным позднейшим стандартам, Дресслер-вариации, хотя и достаточно внушительные для 12-летнего композитора, едва ли предполагают всю гениальную мощь, которой он достигнет в этом жанре в последующие восемь лет, например, в Righini-вариациях 1790 года. Однако, даже через 20 лет, в 1803 году, когда он уже зрелым композитором начинает полномасштабную работу над "Героической" симфонией, Бетховен соглашается на переиздание Dressler-вариаций лишь с небольшими исправлениями, сделанными им самим или кем-то еще.

Михаил Плетнёв, фортепиано

В это время Бетховен занимается композицией под руководством органиста придворной капеллы Кристиана Готлиба Нефе (Christian Gottlob Neefe). В очередном номере (от 2 марта 1783) журнала Magazin der Musik, с которым сотрудничал Нефе, он опубликовал статью, в которой, помимо прочего, пишет о своем ученике:
"Louis van Beethoven, сын вышеозначенного певца-тенора, мальчик 11-ти лет и многообещающего таланта. Его игра на фортепиано отличается мастерством и силой, он очень хорошо читает с листа и в настоящее время играет, главным образом, Хорошо темперированный клавир Себастьяна Баха, с которым его познакомил г. Нефе. Те, кто знаком с этим собранием прелюдий и фуг во всех тональностях (которое, почти без преувеличения, можно назвать вершиной клавирного искусства), хорошо понимают, что это значит. Насколько это позволяли другие его обязанности, г. Нефе преподал ему курс генерал-баса. Сейчас он занимается с ним композицией и в качестве упражнения им были написаны 9 вариаций для фортепиано на тему марша (Дресслера) engraved в Мангейме. Юный гений заслуживает поддержки, дабы он мог развиваться дальше. Если он продолжит так же, как начал, то, безусловно, станет вторым Вольфгангом Амадеем Моцартом." (Thayer-Forbes:   66)

Нельзя с уверенностью утверждать, что Дресслер-вариации были первым сочинением Бетховена, однако мы вполне можем осторожно называть их <i>одним из первых</i>. Thayer-Forbes (p. 72) относит время их создания to tye year 1782.

С помощью Нефе, вариации были напечатаны в Мангейме  издательством Goetz с посвящением графине Felice von Wolf-Metternich, вдове графа Ignaz von Metternich, председателя Высшего апелляционного суда, умершего в Бонне 15 марта 1790 года. (Thayer-Forbes:   66)

Beethoven himself revealed that this work and his three piano sonatas (in E flat major, F minor, and D major, WoO 47) were his first works. The date of composition of the Dressler Variations is often given in reference works as 1783, the year the piece was published. But it appears the young Beethoven actually composed the piece the year before that.

The work is quite good, considering the youth of its creator. The march theme by Dressler is rather simple and stiff-sounding in its generally serious demeanor—it is the kind of innocuous melody that might be arranged for first-year piano students. Beethoven's variations, while hardly brilliant, clearly infuse life into the somewhat naive melody. It is not surprising that they show the influence of Mozart. For one thing, the melody remains recognizable throughout all nine variations, and many features are only slightly changed in certain of them. One aspect of Beethoven's later style that does emerge here is his characteristic nervous energy, which propels much of the music in the later variations. The last one is perhaps the most inventive and certainly the most colorful, bringing some fireworks and divulging the youthful composer's already deft climactic sense.

(All Music Guide)