Увертюра "Фиделио" Op. 72c

Время создания: 1814 г.

Wiener Philharmoniker, Leonard Bernstein

 

См.: Увертюры к опере «Фиделио»

...создав в «Леоно­ре № 3» гениальный образец программной увертюры, Бетхо­вен не до конца разрешил проблемы увертюры оперной: до­стоинства «Леоноры № 3» как превосходной инструменталь­ной драмы, отражающей чисто симфоническими средствами героический сюжет, оказались ее недостатками как вступи­тельной пьесы к данной конкретной опере, которая начи­нается в духе бытового зингшпиля и лишь к концу I дей­ствия вступает в сферу драматическую. То же относится и к «Леоноре № 2». Ромен Роллан писал по поводу обеих увертюр, что они «слишком громадны. Они подавляют пер­вые сцены. Как спуститься от этих эпопей к болтовне семьи тюремщика?». Бетховен не мог этого не понять. Вот поче­му для новой редакции оперы он в 1814 году написал еще одну увертюру. В ней он как будто отступил назад после сво­их собственных великих завоеваний, создав жизнерадостную, хотя не лишенную героической энергии, вступительную пьесу, непосредственно не связанную ни с тематизмом оперы, ни с ее драматургией. Однако такая увертюра, относительно «ней­трального» характера, не вступала в серьезное противоречие ни с одной из стилистических сфер оперы «Фиделио», и по­тому именно она до наших Дней удержалась в качестве увертюры к опере, тогда как три остальные стали произве­дениями исключительно концертного репертуара. В увертюре «Фиделио» Бетховен не только намеренно «облегчил» содер­жание, лишив его конфликтности, но создал всю музыку со­вершенно заново, ничего не заимствуя у трех прежних увер­тюр, даже тональности: теперь на смену до мажору трех «Леонор» пришел ми мажор (это — тональность большой арии Леоноры из I. действия, но других существенных связей с ари­ей увертюра не имеет).

(Г. В. Крауклис об увертюрах Бетховена)