Религиозные взгляды

Бесспорные факты, касающиеся религиозных взглядов Бетховена, таковы: он родился и вырос в католической среде. Его дед и отец, так же, как и он сам служили при дворе архиепископа, иерарха Римско-католической церкви. Перед смертью он принял причастие и был похоронен по расширенному католическому обряду, который включал отслуженный по нему Реквием.

Однако, роль религиозных взглядов Бетховена в его творчестве до сих пор является предметом разногласий среди исследователей.

Бетховену принадлежит множество произведений религиозного характера, среди которых «Месса до мажор» Op. 86 и «Торжественная месса» Op. 123. Известно, что в последние годы Бетховен называл «Торжественную мессу», написанную в соответствии со всеми требованиями католической мессы «вершинным произведением своей жизни».

Впрочем, на это можно возразить, что, скажем, балет «Творения Прометея» вряд ли свидетельствует о том, что Бетховен верил в греческий Пантеон. С другой стороны, в классицистской эстетике такие понятия, как Элизиум, Аполлон, Музы и т.п. использовались в качестве универсальных аллегорий и были совершенно лишены того религиозного смысла, который был присущ им изначально, поэтому практически не противоречили христианскому мировоззрению.

Вера Бетховена в познание Бога с помощью искусства - важная тема его "разговорных тетрадей", он полагал его силой, на которую мог опереться в своем поиске искупления через музыку:

"Господь стоит ближе ко мне и моему искусству, чем к другим людям. Музыка - большее откровение, нежели любая философия. Кто хоть однажды уразумел смысл моей музыки, навсегда избавится от несчастий. одолевающих других" (из бесед с Беттиной Арним).

Существует популярная легенда о том, что, когда Бетховен уже лежал на смертном одре, друзьям пришлось убеждать его принять священника. А после того, как священник закончил обряд и покинул комнату, Бетховен воскликнул (цитируя императора Августа):

"Plaudite, amici, comedia finita est" (рукоплещите, друзья, комедия окончена)

Обсуждается, во-первых, имел ли место этот эпизод в действительности, и, во-вторых, что подразумевал Бетховен под комедией - свою жизнь или произведенный только что обряд.

Кроме того, существует мнение, что, в любом случае, неправильно видеть в этих словах сарказм или иронию, и что современное Бетховену понятие "комедии" не содержало той отрицательной коннотации, которую чувствует сегодняшний читатель. Литературная комедия была родом драмы, которая, в отличие от трагедии, заканчивалась торжеством героев - и ни к коем случае не была фарсом.

Читать дальше →