К Элизе ("Für Elise")


Время создания: апрель 1810 года.

Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений Бетховена (что определенным образом характеризует музыкальные вкусы нашего времени). Ее формальное название - Багатель No. 25 ля минор (WoO 59 и Bia 515), "Für Elise" ("К Элизе") является подзаголовком. Помимо художественных достоинств, популярность пьесы объясняется ее широким использованием в обучении, как хорошего упражнения а педальной технике.

Произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора, Людвигом Нолем1 (Ludwig Nohl, Neue Briefe Beethovens, Stuttgart 1867), биографом и исследователем творчества Бетховена, который обнаружил рукопись в 1865 году. Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик, урожденной Мальфатти фон Роренбах цу Децца (Therese Malfatti von Rohrenbach zu Dezza, 1792–1851). Ноль утверждал, что она была датирована 27 апреля (без года). Позже рукопись была утрачена.

Точно не известно, кто такая "Элиза", которой посвящено произведение. Существует версия Макса Унгера (Max Unger), выдвинутая в 1923 году, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена "К Терезе", и, таким образом, посвящена уже упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение в 1810 году, однако получил отказ.

В 2009 году была опубликована версия Мартина Копитца (Klaus Martin Kopitz, Beethoven, Elisabeth Röckel und das Albumblatt „Für Elise“, Köln 2010, ISBN 978-3-936655-87-2), который предположил, что пьеса была посвящена немецкой певице Элизабет Рёкель (Elisabeth Röckel, 1793–1883), младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля, и, впоследствии, жене композитора Гуммеля (Johann Nepomuk Hummel). "Элиза" - как ее называли в Вене - была близким другом Бетховена с 1808 года.

You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialize correctly.

Мартину Копитцу возражает Michael Lorenz в своей статье "Разоблаченная Элиза" (Bonner Beethoven-Studien 9, Beethoven-Haus, Bonn 2011, 169-190).

В том же 2009 году испанский пианист и музыковед Лука Кьянторе (Luca Chiantore) утверждал в своей докторской диссертации (и в последовавшей за ней книге Beethoven al piano. Barcelona: Nortesur, 2010, ISBN 9788493735760), что Бетховен, возможно, не был автором произведения в том виде, как оно было опубликовано Нолем и известно сегодня. Кьянторе построил свою версию на том, что подписанной Бетховеном рукописи, которую Людвиг Ноль положил в основу своей транскрипции, никогда не существовало. С другой стороны, известный исследователь Барри Купер (Barry Cooper) еще в 1984 году опубликовал эссе в Musical Times, где утверждал, что один из двух сохранившихся эскизов напоминает опубликованную версию. подробнее

Один из набросков пьесы можно видеть в музее Beethovenhaus в Бонне2. Рукопись, хранящаяся здесь, содержит также черновые наброски музыки к "Эгмонту" (Opus 84) и Марша WoO 19, что позволяет датировать ее с высокой вероятностью.3

Though usually designated a bagatelle, Für Elise has the form of a compact rondo (ABACA). In spite of its brevity, the work bears the distinctive stamp of its creator. There is a slight hint of brooding in the Slavic-tinged A minor refrain; the B episode, in F major, possesses the yearning, songlike character of so many of Beethoven's slow movements. In the C episode, a very effective modulation from D minor to B flat major is achieved via a simple but very characteristic half-step shift in the bass. Like a tiny cut gem, Für Elise is flawless; even in an effort of such petite proportions, one is reminded of Leonard Bernstein's observation of the "sense of rightness" which pervades all of Beethoven's works. (All Music Guide)

  1. 1. http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=&_ug=&_werkid=200&_dokid=T00030557&_opus=WoO%2059&_mid=Works%20by%20Ludwig%20van%20Beethoven&suchparameter=werkidx:x:x200&_sucheinstieg=werksuche&_seite=1
  2. 2. http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=&_ug=&_werkid=200&_dokid=wm75&_opus=WoO%2059&_mid=Works%20by%20Ludwig%20van%20Beethoven&suchparameter=werkidx:x:x200&_sucheinstieg=werksuche&_seite=1
  3. 3. There is no title on the sketch leaf, merely the numbering "No 12" on the top left-hand side of the first page. It is from the year 1822, when Beethoven looked through several small piano pieces, which he had composed at an earlier date, to see whether to publish them or not. To this end he ordered several older drafts; similar numbers can be seen on the sketch leaf BH 114.
    The bifolium contains further sketches, e.g. for the Incidental Music to Goethe's Egmont op. 84, which Beethoven was working on up to the summer of 1810. Beethoven also noted down ideas for the March WoO 19 on the leaf. He dated the autograph score of the March, 3 June 1810. Thus we can ascertain the exact date of the sketches. Nohl said that the autograph was dated "27. April" - we can add the year 1810 on account of the rest of the sketch material. Beethoven did indeed have close contact with the Malfatti family in that year.